Духовно-нравственное воспитание

     Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Новостроевская средняя общеобразовательная школа"

Духовно-нравственное воспитание

 

 

 

С 2019  школа является инновационной площадкой  по совершенствованию системы духовно-нравственного воспитания обучающихся и ресурсным ццентром на уровне дошкольного образования Приказ №1258 /1 от 28.августа  2019 года "О совершенствовании  системы духовно-нравственного воспитания".

Сайт о работе инновационых площадок https://metodsistema.ru/

 

20 марта 2023 года стали изместны результаты конкурсного отбора на присвоение статуса федеральной инновационной площадки Института воспитания.   

Новостроевская средняя школа прошла конкурсный отбор по направлению инновационной деятельности «Уклад образовательной организации как основа воспитательного процесса». Школе присвоен статус федеральной инновационной площадки Института воспитания.

 #инновационныеплощадки #программавоспитания

 ПУБЛИКАЦИЯ ОПЫТА ШКОЛЫ  https://metodsistema.ru/о-нас/методическая-копилка/#gallery-5

В регионе существует сообщество школ — инновационных площадок и ресурсных центров по совершенствованию системы духовно-нравственного воспитания , в том числе Новостроевская средняя школа. С 2020 года данные школы стали опорными в процессе методического сопровождения внедрения Программы воспитания во всех школах региона.

Миссия проекта «Ценностный ориентир» в образовательном пространстве Калининградской области — модернизация воспитательной деятельности школы на основе системного подхода. Основным условием осуществления миссии должно стать создание в школе детско-взрослых общностей как единого пространства становления и развития личности.

Для проекта разработан логотип, также все школы-инновационные площадки и ресурсные центры получат вывеску на фасад. 12 января на пленарном заседании областных Рождественских педагогических чтений 2020-2021 такая вывеска была вручена директору Новостроевской средней школы – инновационной площадки по совершенствованию системы духовно-нравственного воспитания.

Цель деятельности инновационных площадок и ресурсных центров по совершенствованию системы воспитания осмысливается как воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей, хранимых в отечественных культурно-исторических традициях и передаваемых от поколения к поколению, и реализуется в сотрудничестве с другими социальными субъектами воспитания: учреждениями культуры, общественными объединениями, Калининградской Митрополией Русской Православной Церкви.

При этом в школах-инновационных площадках создана и успешно развивается система воспитания; они уже являются базой для повышения квалификации руководителей и педагогов других общеобразовательных организаций. Школы-ресурсные центры отрабатывают управленческие механизмы построения и совершенствования системы воспитания, апробируют и реализуют модели организации воспитательного процесса.


 

 

Школа участник  регионального проекта «Создание вариативной модели системы духовно-нравственного воспитания в сети школ-ресурсных центров»

                            Цель проекта: Создание сети школ-ресурсных центров для разработки и презентации региональной вариативной модели системы духовно-нравственного воспитания на основе аксиологического подхода.

                     Задачи проекта:

1.              1. Обобщение опыта школ-ресурсных центров по созданию эффективной системы духовно-нравственного воспитания в образовательной организации, направленной на повышение качества общего образования.     1.1.  Обобщение опыта системной реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в соответствии с требованиями ФГОС и рекомендациями Министерства образования Калининградской области по организации преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в образовательных организациях Калининградской области.

     1.2. Обобщение опыта эффективной внеурочной деятельности в системе духовно-нравственного воспитания в  соответствии с требованиями ФГОС.

       2.  Создание единого событийного образовательного пространства в сети школ-ресурсных центров и партнеров проекта.

    3.  Создание электронного методического пособия, представляющего региональную вариативную модель системы духовно-нравственного воспитания на основе аксиологического подхода.

    4.  Изготовление презентационных баннеров для представления региональной модели системы духовно-нравственного воспитания.

    5.   Обеспечение информационного сопровождения реализации проекта. 

 

             

 

 

 

 

 

В рамках сетевого проекта «Формирование ценности познания» ресурсного центра Новостроевской средней школы (дошкольное образование) в дошкольных группах прошли педагогические события , посвящённые знакомству с такими профессиями, как продавец, портной.
#новостроевскаясредняяшкола #навигаторыдетства #навигаторыдетства39 #точкароста39 #рддм39 #ГодПедагогаНаставника39 #ГПН_2023

 

17 марта 2023 года в нашей школе состоялось собрание для родителей учеников третьих классов по выбору модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).
Цель родительского собрания:
• Познакомить родительскую общественность:
-с курсом «Основы религиозных культур и светской этики»

- его структурой
-задачами и целями
• Оказать помощь в определении выбора модуля обучения по курсу ОРКСЭ.
На собрании присутствовал настоятель храма кн. Александра Невского, иерей Максим Романко, который рассказал о важности модуля «Основы православной культуры».
Преподаватели Зонова Таисия Николаевна и Мухина Елена Николаевна, разъяснили    особенности каждого модуля, значение изучения курса.
Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьезных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни сообща” стало первоочередной задачей воспитания.
Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ: духовно-нравственное воспитание учащихся; формирование поликультурной компетентности: -знание и принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира; -доброжелательное отношение к носителям той или иной культуры.
Основы и задачи курса: формирование ценностно-смысловых и мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры; развитие способностей общения в поликультурной среде.
Курс ОРКСЭ носит культурологический характер и направлен на развитие у школьников 4-х классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. На уроках применяется безотметочная методика преподавания
Курс состоит из шести модулей. Все модули  предмета соединяются общими тематическими блоками. Содержание модулей курса: – ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой; – не включает специальных богословских вопросов; – не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.
Выбор за Вами, родители!

 

Международный день родного языка
Этот праздник отмечается по всему миру 21 февраля.
На территории России существует 136 языков, которые находятся под угрозой исчезновения, — и все они нуждаются в защите государства как источники сохранения и развития материального и духовного наследия народов.
Многоязычие способствует развитию инклюзивных обществ, которые позволяют сосуществовать и взаимообогащаться различным культурам, мировоззрениям и системам знаний.
Предлагаем вам
Посмотреть Открытый урок «Сила Слова»:
https://vk.cc/clKhso.
Послушать или почитать статью в журнале «Семья и школа», в которой логопед дал советы по развитию детской речи [стр. 74]:
https://vk.cc/ckEubz
https://vk.cc/ckEu8r;
Почитать материал о том, как научить ребёнка правильно говорить и привить ему интерес к чтению:
https://vk.cc/ckCJ4F.
А также ищите книжные подборки по тегу #Читаемсдетьми@institut_vospitaniya
Институт воспитания поздравляет носителей всех языков нашей многонациональной страны с праздником! Мы желаем вам плодотворных усилий по сохранению чистоты и богатства вашего национального языка, а также нашего общего — русского языка, неподдельного интереса к культуре и истории своего народа, а также процветания вашему региону!

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша могуч... В Международный день родного языка, 21 февраля, все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. Ребята 1а класса, сегодня, на уроке ответили на вопрос, какой язык называют родным, читали и обсуждали высказывания писателей о русском языке. На уроке ребята с увлечением выполняли различные задания: угадывали литературных героев, строили предложения, отрабатывали навыки письма. По итогам проверки работ, определили "Знатоков родного языка" Так держать, ребята!
#Новостроевскаясредняяшкола #Точкароста #Точкароста39 #Навигаторыдетства #Навигаторыдетства39 #РДДМ #РДДМ39 #навигаторкультуры

Масленица, проводы зимы - это один из самых веселых народных обрядов, который завершает зимний период и готовит всех к встрече весны. Весь народ - и стар, и млад, - празднует широкую Масленицу. Ну а у детей - это бесспорно один из самых любимых праздников.
Празднование Масленицы в Новостроевской средней школе уже стало доброй традицией. Педагоги и ребята с нетерпением ждали этого праздника, готовились к нему, проводили беседы, разучивали русские народные игры, песни.
И вот, наконец-то праздник наступил. Ребята со всех классов собрались на площадке перед школой. В гости к ним пришли веселые скоморохи, Зима, Весна, Масленица и другие.
А сколько много блинов ребята принесли с собой и угощали друг друга! А ведь именно блин является символом солнца и весны.
Масленичная неделя продолжается и есть ещё возможность наесться вдоволь блинов, увидеться с родными и близкими, а в конце недели попросить у всех прощения в Прощеное воскресенье.
#Новостроевскаясредняяшкола #Точкароста #Точкароста39 #РДШ #РДШ39 #Навигаторыдетства #Навигаторыдетства39 #РДДМ #РДДМ39 #масленицавшколе
#масленицакдш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
МАСЛЕНИЦА : ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ
Вот и дождались прихода Масленицы! Масленица — древний славянский праздник с многочисленными обычаями, через века дошедший до наших дней. Отмечается в течение недели перед Великим пасхальным постом. Масленица в 2023 году отмечается с 20 по 26 февраля.
Масленица — начало сырной недели
и веселые проводы зимы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Главными атрибутами праздника традиционно были — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья и, конечно же, блины — круглые, румяные, горячие, раньше они имели ритуальное значение, поскольку являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как суббота перед масленицей почиталась как «родительский день» — славяне поклонялись душам усопших предков.
Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.
Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем. Один из главных атрибутов Масленицы - блины.
!На каждый день масленой недели существовали определенные обряды.
?? В понедельник — встреча Масленицы,
??во вторник — заигрыши.
??На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины».
??В широкий четверг происходили самые людные санные катания.
?? В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тещу на угощение.
??Суббота отводилась золовкиным посиделкам.
??Воскресенье называлось «прощеным воскресеньем» или «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. А также в последний день масленичной недели обязательно проводился ритуал проводов Масленицы с обязательным сожжением чучела Масленицы.
#Новостроевскаясредняяшкола #Точкароста #Точкароста39 #РДШ #РДШ39 #Навигаторыдетства #навигаторыдетства39 #РДДМ #РДДМ39
#МыВместеДети #ДвижениеПервых #мывместе

ЗДРАВСТВУЙ, МАСЛЕНИЦА!
Масленичная неделя в 2023 году начнется в понедельник, 20 февраля, и продлится по воскресенье, 26 февраля.
Видеть тебя рады!
Блинчиков желаем сладких, с шоколадом!
Пирожков и пончиков с джемом и вареньем.
А ещё – оладушек и конфет с печеньем!
Вкусной красной рыбки, курочки, колбаски,
Пиццы и пельмешков! Как из доброй сказки!
Скоро пост начнётся. Будем, есть картошку,
А пока ребята, наполняем ложку!
Кутерьма вокруг и смех,
Зиму провожаем.
Напечем блины для всех,
Весну-красну встречаем.
Поздравляем от души
С праздником веселым.
Будут закрома полны
И достаток в доме.
Холод борется с весною,
Не желает уходить.
Повод есть собрать застолье —
Быстрей зиму проводить.
Словно солнышки, блиночки,
С пылу, с жару, угощайтесь.
Любим Масленицу очень,
Все весельем наслаждайтесь.
#Новостроевскаясредняяшкола #Точкароста #Точкароста39 #РДШ #РДШ39 #Навигаторыдетства #навигаторыдетства39 #РДДМ #РДДМ39
#МыВместеДети #ДвижениеПервых #мывместе

 

Ежегодно 14 октября православные христиане отмечают один из великих праздников — Покров Пресвятой Богородицы. Это очень любимый в народе праздник, с богатой историей и традициями, поскольку в этот удивительный день сама Божья Матерь укрывает все вокруг своим амофором, для того чтобы защитить всех людей от бед и несчастий и каждому подарить надежду на лучшую жизнь.
Ведущая рассказала о празднике Покрова, народных приметах, связанных с этим днем. 
Ребята рассказывали стихотворения, пели песни о доброте, красоте родной природы.
ИГРАЛИ Праздник проходил в теплой обстановке. Все основные сельскохозяйственные работы к празднику Покрова Божией Матери заканчивались на Руси, и во многих местах начинались осенние торги, ярмарки. 
Такие праздники знакомят учащихся с православными традициями русского народа, воспитывают патриотические чувства и любовь к Родине, доброе отношение друг к другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новостроевский славянский базар

В день проведения    праздник проходил на разных площадках, ориентироваться помогают шутливые указатели, например: «Направо пойдешь – товары найдешь, налево пойдешь – поешь и попьешь, прямо пойдешь – от смеха помрешь, домой уйдешь – с тоски пропадешь!» и др.

Не только скоморохи-дети и скоморохи-взрослые  развивают действие,    элементы  театрализации - постоянный диалог представителей разных поколений: мамы и дочки, бабушки и внучки.  Во многих  номерах  художественной самодеятельности  заняты представители  разных поколений, разных социальных групп. Праздник показывает, как школа - образовательно – культурный  центр объединяет и сплачивает духовные традиции славянских народов, русского языка.

Участники в костюмах славянских народов разыгрывали посиделки, встречали гостей традиционным караваем, песнями, веселой музыкой. Торжественное, красочное открытие праздника с чествованием ремесленников – умельцев, пререходило от площадки около школы к  другим площадкам праздника.

Какой славянский базар без умельцев-ремесленников. Ребята выбирали себе занятие по душе, чтобы  научиться некоторым народным промыслам.   Одновременно проходили   мастер-классы «Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит»  по направлениям: «Древнерусское  лицевое шитье («живопись иглой»)»,  «Художественная обработка дерева», «Русская матрешка», «Дымковская игрушка», «Хохлома»,  «Подарки белоствольной красавицы». Результат -  широкая Ярмарка-распродажа.

В школьной библиотеке организовали выставку и презентацию «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…».

О создании славянской азбуки, о трудах святых просветителей славянских Кирилле и Мефодие,   о первых рукописных книгах поведали  ребятам  и гостям герои русских былин, которые провели для младшего и среднего звена.  Ребята старших классов и все желающие приняли участие в интеллектуальной игре  «Что? Где? Когда?». Игрище  «Славянский переплет» в  сценарии которого включены фольклорные произведения разных искусств и жанров –  слово, зазывалки, частушки, карусель, песни, танцы, игры, народный театр. В празднике были задействованы многие кружковцы музыкальной и хореографической студий, риторики, прикладного и изобразительного творчества.

Следующий этап проходил на 5 площадках   школы.

- Круглый стол по проблемам русского языка «Сохраним русский язык», дя педагогов.   Правильно ли мы  пишем и говорим по-русски? Ну, как   пишем - это разговор отдельный. А вот как мы говорим? Традиционно считается, что незнание правил произношения свидетельствует о недостаточно высоком культурном уровне человека. Неверное произношение и неправильное ударение снижают доверие слушателей, вынуждают скептически относиться к произнесенным словам.  Это далеко не все вопросы, которые обсуждаются  собравшиеся.

-  Библиотекарь провела лингвистическую экспедицию в страну  языка. Адрес экспедиции – сказка - даст возможность использовать атрибут этого вида устного  народного творчества. Цель экспедиции - сочинить самим  сказку на славянском языке (русском, украинском, белорусском, польском).

-  Любовь к слову способна связать поколения. Это здорово, когда вместе собираются творческие, одарённые люди, им есть о чём поговорить, что послушать. И вдвойне интересно, если это – люди, наделённые поэтическим даром. Поэты  Озерского района встретились на   мастер-классе «Умей владеть словом».

-  Юные исследователи школ области и района  представили на научно-практической конференции  «Поиск и творчество»  «Русский язык среди других языков мира" свои исследовательские  работы, которые в дальнейшем будут  опубликованы в альманахе  «Эрудит».

-  Православные беседы проводимые Настоятель храма Святого благоверного князя Александра Невского.

Развлекательная часть: фольклорно-спортивный праздник «Удаль молодецкая», проходил на стадионе, праздник по традициям русского гостеприимства «Горячи калачи из русской печи» - в доме культуры, на детской площадке дети участвовали в  игре «Как Кощея победить».  Все желающие играли в народные игры "Лопта" и "Городки".

Завершающим этапом  мероприятия стал большой галла-концерт  представителей славянских народов.

Праздник славянской письменности и культуры - своеобразный итог нашей работы в воспитании любви к русскому слову,  к великой отечественной литературе и истории, еще один шаг к возрождению и подлинной свободе и согласию, миру и любви среди людей.

В Новостроевской средней школе 18 марта прошел областной семинар на тему: «Воспитания начал патриотизма и гражданственности у дошкольников в разных видах деятельности».

Опыт дошкольного образования по патриотическому воспитанию представила воспитатель Гамидова Фаина Сергеевна «Актуальность и значимость патриотического воспитания воспитанников в условиях сельской школы». Так же, с помощью презентации показала какие мероприятия были проведены в рамках данной темы: праздники «День народного единства», «День Матери», «День Защитника Отечества», социально-значимые акции: «Поздравление сотрудников с праздником «День дошкольного работника», «Поздравление Ветеранов ВОВ», «Я горжусь своей семьей», целью которой стало социокультурное воспитание участников образовательного процесса, учить любить близких. Была поставлена задача, познакомить детей со своим семейным древом, рассказать почему можно гордиться тем, что ты родился в этой семье. Так же была представлена работа с педагогами: мастер-класс «Дидактическая игра по патриотическому воспитанию своими руками», «Лепим из глины кукол народов России». Особое внимание уделено значимости музейной технологии в обогащении предметно-развивающей среды, создание на базе школы мини-музеев: «Народы России», «Музей хлеба», «Народная сказка», «Боевой славы», «Русская изба», «Народное творчество». Педагоги представили опыт работы с детьми, в старшей группе Кириллова Юлия Валерьевна представила занятие «Народы России», целью которого стало: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

 В подготовительной группе Алехова Вера Владимировна провела занятие: «Путешествие в историю: Защитник Отечества, святой Князь Александр Невский». Цель занятия: формирование патриотизма у старших дошкольников, знакомство с жизнью великого князя Александра Невского. Участники семинара высоко оценили работу Новостроевской средней школы дошкольного образования по сохранению традиций, ценностей по гражданско-патриотическому воспитанию у детей. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней воспитанников можно достигнуть успехов в этом направлении. В ходе работы семинара были представлены эффективные образовательные, воспитательные и социальные практики, формирующие гражданско-патриотическое воспитание у дошкольников.

МАСЛЕНИЦА
Масленица —  веселый, шумный, любимый народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы.
В нашей школе стало уже доброй традицией праздновать Масленицу.  Всю неделю дети готовились к этому событию и ждали его с нетерпением. На классных часах они узнали, как раньше на Руси праздновали Масленицу, что означает и откуда берет начало этот обычай.
Наш праздник был пропитан народным колоритом: русские народные мелодии, пляски и хороводы, игры и забавы. Повсюду царила атмосфера радости и веселья. Кульминацией мероприятия стало сжигание чучела Масленицы, которое символизирует уход зимы, таяние льда, приход первого весеннего тепла и расцветания природы.
Веселым и задорным праздником зиму проводили!  Будем ждать весну!!!
#Калининградскаяобласть #Министерствообразования39 #ТочкаРоста#точкароста39 #навигаторыдетства39 #Минпросвет #Образованиевприоритете #времяучиться #Новостроевскаясредняяшкола

 

12.03.2022 Радостные события, такие как народные праздники, гулянья, всегда украшали нашу жизнь. Масленицу ждут не только взрослые, но и, с большим нетерпением, дети.

Её праздновали еще наши прадеды, так как этот задорный и веселый праздник уходит своими корнями в глубину веков. Не найти такого человека в России, который бы не любил этот праздник! Этот праздник праздновали наши родители и мы, а теперь – и наши дети.

Масленица – это один из самых веселых народных мероприятий, которое завершает зимнюю череду праздников и предвещает о начале весны!

Ежегодное проведение «Масленицы» в дошкольном отделении Новостроевской средней школы стало традиционным и любимым праздником для детей. Вот и в этом году наши воспитанники стали участниками проводов Масленицы. Всю неделю дети готовились к этому событию и ждали его с нетерпением. Из бесед они узнали, как раньше на Руси праздновали Масленицу, разучивали русские народные игры, песни, заклички. Как положено на празднике дети от души веселились: водили хоровод, пели русские народные песни и играли в народные игры.

 Благодаря Масленичной недели ребята познакомились с традициями русского народа и зарядились отличным настроением.

Педагоги рассказали своим воспитанникам, что последний день Масленицы, который в народе называют – прощёное воскресенье.

В этот день принято просить прощения у всех родных и знакомых.

В воскресенье все вспоминают, что в понедельник наступит Великий Пост! Перед тем, как войти в Великий пост, люди прощаются с зимой, радуются первым солнечным денькам, выпекая традиционные блины, и готовятся к очищению души и тела.

В заключение дети с удовольствием угостились вкусными, золотистыми блинами, которые стали символом весны и солнца. Все с радостью проводили Масленицу и попрощались с ней до следующего года.

Выступление на областной конференции по zoom в рамках сетевого проекта «Формирование чувства патриотизма в системе духовно- нравственного воспитания дошкольников»

Педагоги  школы провели обучающий семинар, который проводился в рамках сопровождения внедрения Программы воспитания в общеобразовательных организациях Калининградской области. Тема: "Алгоритм разработки рабочей программы воспитания". Цель: Осмысление стратегической цели внедрения новой Программы воспитания , освоение алгоритма создания рабочей программы воспитания в школе.

В дошкольном отделении Новостроевской средней школы прошла тематическая неделя духовно-нравственной (православной) культуры по теме «Рождество Христово», «Александр Невский –святой витязь земли русской», где воспитатели Алехова Вера Владимировна и Янковская Ксения Александровна представили методические разработки занятий, где познакомили воспитанников с личностью национального героя и средневекового полководца, князя Киевской Руси Александра Невского. Во время мероприятия дети узнали, каким было его детство, как отец готовил его к княжению и будущим военным подвигам, на основе знакомства с жизнью и подвигами святого благоверного великого князя Александра Ярославича Невского, у детей сформировался собирательный образ заступника Русской земли. Дети выяснили значение деятельности князя Александра для истории Святой Руси, на протяжении недели воспитанники рассматривали иллюстрации русских богатырей, слушали сказки, рассматривали презентацию. А также воспитатели познакомили детей с историей праздника Рождества Христова, раскрыли его смысл. Занятия проводились в теплой душевной обстановке в мини-музее «Русская изба». В течении недели дети рассказывали стихи, пели песни о Рождестве, изготовили рождественского Ангелочка, лепили из соленого теста рождественское печенье. Педагоги дошкольного отделения   создавали у детей праздничное настроение, доброжелательное отношение друг к другу, воспитанники   получили  радость от совместных мероприятий.

Покров Пресвятой Богородицы

И хочется с души тяжёлый камень скинуть,

И жизни своей ход в иное русло сдвинуть.

И погрузиться в глубину приятных снов.

И чистым встать с утра в чудесный день Покров.

Большинство людей на земном шаре являются верующими. Верующие люди чтут святые писания и отмечают великие культовые праздники. Одним из первопрестольных торжеств для православных является Покров Пресвятой Богородицы. Это светлый праздник, окутанный множеством традиций и поверий, был установлен Русской православной церковью в середине 12 века и отмечается ежегодно 14 октября.

На кануне этого святого праздника педагоги дошкольного отделения подготовили развлечение, где познакомили детей с образом Богородицы-Матери Божией, с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Тем самым сформировали чувство сопричастности к духовному наследию своего народа. На празднике воспитанники инсценировали сказку «Шарф Покров», в чем показали любовь к ближним, важность доброго отношения друг к другу.

Ведущая праздника воспитатель Алехова В.В.  рассказала историю празднования праздника. Дети   прочитали   гостям стихи о празднике Покрова, танцевали русские народные танцы и водили хоровод.

Весело и задорно прошел праздник в дошкольном отделении. После окончания   гости посмотрели выставку поделок «Дары осени». Ребята вместе с родителями сделали поделки из природного материала, овощей, фруктов.

 

 

 

 Гости мероприятия выразили огромную благодарность всему коллективу за доставленную радость. В конце праздника было организованно чаепитие для приглашенных   жителей п. Юдино.

В этот день в  Новостроевской средней  школе прошел  праздник «Покров пресвятой Богородицы». В ходе мероприятия обучающиеся узнали об истории праздника. С далекого двенадцатого века  празднует русский народ праздник Покрова Пресвятой Богородицы, помнит о нем и передает эту память новым поколениям.  Для православных людей заступничество Пресвятой Богородицы было утешением в несчастьях, надеждой и помощью в повседневной жизни. На Руси широко праздновали Покров ярмарками, гуляниями, приурочивали к нему осенние свадьбы. О празднике сложено множество песен, пословиц, загадок, народных примет. Люди заметили особенности, связанные с этим днем, создав приметы, которые до сих пор подтверждаются:

Если на Покрова улетают журавли, то зима будет ранней и холодной. Если дуб и береза на Покрова скинут все листья, то год будет легкий, а если не все – к суровой зиме.

До Покрова – осень, после Покрова – зима.

Откуда на Покров ветер дует, с той стороны, и жди первые морозы.

Если на Покров ветер южный – зима будет теплой, северный и восточный – холодной, западный – снежной.

    Все дети принимали активное участие в празднике: исполняли песни про Осень,  , водили хороводы, отгадывали загадки про народные приметы, пели  задорные частушки  и  играли в русские народные  покровские игры.

     На празднике создалась удивительная атмосфера мира и добра. Ведущая  в доступной форме рассказала детям, как важно чтить Богородицу и обращаться к ней со своими просьбами и печалями, а Матерь Божия обязательно поможет во всем, если при этом иметь чистое сердце, то есть, не держать зла и обид на людей.

 

 

 

 

Дети высказывали свои впечатления об увиденном и услышанном , в результате чего было понятно, что мероприятие оставило в детских душах неизгладимое впечатление.

 

Работа инновационной  площадки

 Мастер-класс с родителями и педагогами по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры и промыслам»

в дошкольном отделении Новостроевской средней школы прошёл мастер-класс «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры и промыслам.» на котором были освещены различные направления реализации задач ФГОС ДО по социально-коммуникативному развитию дошкольников. О русском народном творчестве как средстве развития коммуникативных способностей дошкольников рассказала старший воспитатель Эскендарова Жанна Юрьевна.

Опыт работы по знакомству с русским народным творчеством посредством народной игрушки России через мастер-класс «Матрешка- символ России» представила воспитатель Пестрых Лидия Александровна.

Говорить об обеспечении полноценного развития личности дошкольника невозможно без взаимодействия всех участников образовательных отношений в контексте приобщения к русскому народному творчеству. Активизация совместной деятельности педагогов дошкольного отделения и родителей несомненно способствует развитию коммуникативных умений детей.

 

 

О приобщении воспитанников к русскому народному творчеству через активизацию совместной деятельности педагогов и родителей с целью развития коммуникативных способностей через мастер-классы.

Деятельность в условиях обогащенной   предметно- пространственной развивающей среды позволяет ребенку познакомиться с многообразием народных промыслов как части русской культуры.

На современном этапе введения ФГОС ДО, наряду с поиском современных моделей воспитания и развития дошкольников, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.

Участники мастер-класса отметили актуальность современных подходов к организации образовательного процесса в дошкольном отделении по приобщению дошкольников к истокам народной культуры, о роли народных промыслов в становлении художественного творчества детей. Это, несомненно, является основой для развития каждого ребенка в развитую личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Знакомство с русской избой

Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому педагоги дошкольного отделения Новостроевской средней школы пытаются восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого обращают внимание к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкасаясь с народным искусством, продолжается работа с детьми по приобщению к национальной культуре. Дошкольники должны хорошо знать историю Российского государства её традиции и культуру, лишь тогда вырастет поколение, как личность любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в устном народном фольклоре (считалки, стихи, потешки, прибаутки).

 В своей работе воспитатели дошкольного отделения для достижения поставленной цели по формированию нравственно-этических чувств и любви к Родине, к традициям русской народной культуры используют парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Махаевой.

 

 

 

 

Изучение исторического прошлого России и русского народа позволяет зажечь в детях искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, любви к родному краю. На занятиях дети узнают откуда пошло название нашей Родины; получают представление о – славянах, их облике, силе, мудрости, ловкости, выносливости, взаимной поддержке. Знакомятся с тем, где и как жили предки, вдохновляются историей нашего края. Знакомятся с историей народного костюма; с предметами русской избы и бытовыми устройствами наших предков.

Предметная среда мини-музея «Русская изба» позволяет дошкольникам впитывать в себя народную мудрость, воспитывать доброту, любовь к Родине, традициям народа, гордость за его достижения.

В ходе проведенных занятий «Знакомство с русской избой» дети получают возможность практического применения предметов домашнего обихода, обширные знания об устройстве русской избы и быкрестьян,а  так же расширяется и обогащается словарный запас.

Святки-колядки

  Жизнь детей в дошкольном отделении Новостроевской средней школы  - это не только будни, но и веселые праздники. Каждый день воспитатели стараются сделать для ребенка ярким, запоминающимся. Каждое утро  в детском саду для ребят наступает время  радостных встреч, новых открытий, увлечений.

После встречи Нового года настало самое веселое, таинственное время, которое с давних времен носит название Святки. Старший воспитатель Эскендарова Жанна Юрьевна и воспитатель Пестрых Лидия Александровна  организовали фольклорное развлечение «Святки – колядки», познакомили детей старших групп с традициями, обрядами святочных праздников на Руси, постарались подарить радость общения и  сплотить их.

 Святки! Не зря в народе в эти дни люди гуляли, ходили в гости, поздравляли с Рождеством, пели колядки. Воспитанникам дошкольного отделения Новостроевской средней школы  очень понравилась эта затея.

Так 16 января состоялось фольклорное развлечение  «Святки – колядки». С целью  расширить знания о народных традициях, формировать интерес к народным играм, песням, развлечениям. Развивать познавательную и творческую активность, используя русский народный фольклор; развивать эмоциональное, творческое и образное восприятие фольклорного материала. Продолжать воспитывать детей на лучших традициях русского народного творчества, приобщать детей к духовным ценностям народной культуры.

 Дети и взрослые «ряженые» начали развлечение  с колядования, сопровождавшегося пением песен,  величаний, пожеланий. играли с ребятишками, пели веселые песни, водили хороводы. Праздник порадовал и детей и взрослых.

Сладкую нотку внесло чаепитие. За столом детки делились впечатлениями, а их лица светились улыбками и радостью. Праздник удался на славу!

 Прикоснуться к Истокам

Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников основывается на принципах оторые на основе православных традиций формируют ядро личности.

В дошкольном отделении Новостроевкой средней школы прошел духовно-нравственного урок по теме «Традиции православной семьи», направленный на развитие у детей самосознания на основе культурно-этических норм и включает в себя следующие направления, которые формирует целостное восприятие окружающего мира.

Первое направлено на формирование чувства патриотизма, где детям даны начальные знания о Родине, о малой Родине, базисные представления о нашей стране.

Второе направление включает знакомство дошкольников с обычаями и обрядами, соединяющими христианские традиции и определяющие своеобразие культуры нашего региона.

В третьем направлении дети знакомились с историей, традициями, православной семьи.

Нравственность и христианство у каждого народа, возникают и растут под сенью семьи, общества, государства.

Родина начинается с семьи. Цель педагогов дошкольного отделения — формирование тесной взаимосвязи ее с детским садом.

 

 

 

Духовно-нравственные качества в детях может воспитывать только тот человек, который сам развит духовно, который способен понять, как чувствует и учится ребенок, как происходит в

нем духовно-нравственная работа, как «трудится» его душа.

Для детей дошкольного отделения педагоги создают все необходимые условия для осуществления духовного-нравственного воспитания. Они включают организацию предметно-развивающего пространства.

На открытом занятии по духовно-нравственному воспитанию воспитатель Пестрых Лидия Александровна знакомила детей с историей православных праздников, как встречают православные праздники в России.

Закрепила полученные знания о родном крае и о родном городе, в игровой форме перенеслись в далёкое прошлое, где в мини-музее «Русская изба» дети рассказали о традициях своей семьи, слушали рождественскую песню, а   в конце занятия слепили из солёного теста «Рождественское печенье «Барашки».

Проведенное занятие сформировало у дошкольников интерес к семейным традициям и дало много положительных эмоций.

С 2014 года Новостроевская средняя школа согласно приказа Министерства образования калининградской области, вошла в число школ являющихся опорными площадками по духовно-нравственному воспитанию.

Приказ № 847/1 от 26.07.18 Об утверждении перечня образовательных организаций - опорных площадок по совершенствованию системы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и плана работы на 2018-2019 учебный год

Приказ № 1280/1 ОТ 25.11.16 Об утверждении перечня дошкольных образовательных организаций - опорных площадок по совершенствованию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста

Приказ № 1279/1 от 25.11.16 Об утверждении перечня образовательных организаций - опорных площадок по совершенствованию системы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся


 


Открытое занятие

Рождество в русской словесности: воспитание бережного отношения к русским культурным традициям.

В Новостроевской школе прошло открытое занятие целью которого   было раскрыть глубокий духовный смысл праздника Рождества через анализ стихотворений русских поэтов, рождественского и святочного рассказа; акцентировать внимание на том, что в праздновании Рождества главной является идея любви и милости, связанная с рождением в мир Христа-Спасителя, освятившего собой человечество и всю природу.

 


 

Дорога к   храму

 

 Стоит поздняя осень, деревья роняют последние листья, но дети не проникаются печальным настроением природы. Сегодня 10 ноября мы отправляемся в православный храм. До храма от школы недалеко – минут тридцать на школьном автобусе Кто-то по дороге обсуждает компьютерные игры, кто-то слушает современные песни через наушники своих мобильных телефонов. Как поведут себя ребята в храме?

 Но вот уже за поворотом показался храм Святого благоверного Александра Невского. «Господи, благослови!»- про себя думаю я. И экскурсия начинается.

 У входа нас встречает отец Роман. Дети входят в храм и замирают в благоговении. На улице хмурый осенний день, а здесь, как будто светятся тёплым светом иконы. Женщины в храме радуются приходу детей и дети чувствуют, что их здесь ждали. Может быть, когда-то в трудную минуту они вспомнят эту встречу и не к наркотику или водке потянется их рука, а пойдут они в храм за утешением.

 Отец Роман начинает рассказывать ребятам  как устроено внутреннее пространство храма, как и куда  ставить свечи, где находятся какие иконы, и, самое главное, что такое исповедь и причастие. Ведь немногие из тех, кто сегодня пришёл на экскурсию, знают, что это такое. А ведь так важно человеку очищать не только тело, но и душу от грязи грехов.

 «У каждого человека есть Ангел-хранитель. Когда человек совершает добрые поступки, молится, Ангел-хранитель стоит рядом с человеком и радуется. А когда человек грешит: обижает кого-то, грубит, берёт чужое, Ангел-хранитель с печалью отходит от этого человека. Человек оказывается в одиночестве, он незащищён от злых сил. Православные люди стараются не грешить, но всё равно с каждым человеком это может случиться. Конечно, надо постараться исправиться, а батюшке на исповеди рассказать о своём грехе и попросить у Бога прощения». - Такие  простые и понятные говорил  батюшка ребятам.

 Отец Роман познакомил школьников с еще одной святыней у нас в храме –  мощевик.  Это частицы мощей святых. Здесь происходит усиленная молитва, потому что святые как бы находятся здесь с нами. В нашем храме есть частицы мощей Александра Невского и Серафима Сарофского, Можно помолиться им о помощи. «О чём просят, о чём молятся люди в храме?» Дети дают только правильные ответы. Никому не пришло в голову сказать – о покупке игрушек. Молятся о здоровье, о том, чтобы не ссориться, о том, чтобы стать лучше, благодарят Бога в своих молитвах, если всё хорошо.

 Ребята заметили, что все подсвечники в храме – круглые в основании, а один – имеет форму прямоугольника. Отец Роман рассказал, что сюда ставят свечи об упокоении. У каждого из ребят есть умершие родственники, близкие люди. Православные люди молятся за своих умерших родных, потому что они, так же как и живые люди, нуждаются в молитве, а сами молиться уже не могут. Как трогательна молитва детей за умерших родных и близких!

 Дети ставят свечи с благоговением. Ведь свеча – особый освящённый предмет. Дети крестятся, прежде чем поставить свечу, а, поставив, не забывают перекреститься вновь.

 Ещё очень интересный момент в экскурсии, когда настоятель разрешил звонить ребятам в колокола. Мы  по несколько человек поднимаемся на колокольню. Ребята пробуют звонить в колокола, и это, пожалуй, самый радостный момент экскурсии.

 Мы выходим из храма. И здесь опять колокольный звон радостно возвещает, что в храм сегодня пришли дети, для многих из которых это первое знакомство с православной верой. И пусть сегодня мы в основном говорили о внешнем, но придёт время и серьёзным разговорам в классе за партами. А воспоминание о сегодняшней экскурсии, о радости колокольного звона будет долго согревать нас в непростые дни учёбы. Есть у меня надежда, что кому-то захочется опять прийти в храм, который теперь стал для ребят ближе и роднее.

 

 

 

Отец Роман, не смотря на то, что на экскурсию приехала большая группа, детей и  дети из разных семей: есть ребята верующие, посещающие храм; есть те, которых крестили в младенчестве, но которые даже крестик не носят; а есть дети из совсем неверующих семей. Отец Роман так  построил разговор, что никого  не обидел, каждый получил то знание, к которому готов, для каждого эта экскурсия прошла с пользой. Спасибо отцу Роману.

Учитель начальных классов

Новостроевской средней школы

Мухина Елена Николаевна.

 

Русский красавицы У мемориала Хайдекруг  

народно-прикладное творчество

   
 Здоровое поколение  

Школьное фермерское хозяйство

 
   
     
 Встреча с ветераном ВОв Штепой Ф.М.    
     

 
   
     
     Балтийский Артек
     

 В помощь учителю

1. Материалы по предметам духовно-нравственного цикла.

Материалы по предмету "Русские умельцы"

Материалы по предмету "Истоки"

Программа "Воспитание на социокультурном опыте"

Дистанционный курс по предмету "Истоки"

Дистанционный курс ОРКСЭ

Методическое пособие "Духовно-нравственное воспитание в современной школе: осмысление пути системного развития"

Методические материалы по комплексному учебному курсу ОРКСЭ

Официальный сайт "Социокультурных истоков"


2. Материалы двухгодичных курсов переподготовки преподавателей по программе «Преподавание духовно-нравственных дисциплин».

Дистанционный курс «Преподавание духовно-нравственных дисциплин».


3.  Материалы конференций и чтений.

Аналитические материалы по итогам III Областных Александро-Невских чтений

Областные педагогические Рождественские чтения


4. Тематические материалы.

Сергий Радонежский


5. Статьи.

Первые итоги деятельности образовательных учреждений Калининградской области - базовых и экспериментальных площадок в сфере духовно-нравственного развития и воспитания, - С.Ю.Афанасьева, начальник УМЦ ДНОиВ Калининградского областного института развития образования

Педагогический процесс в современной школе как система развития ценностно-смысловой сферы личности ребенка, - С.Ю.Афанасьева, начальник УМЦ ДНОиВ Калининградского областного института развития образования

 

Дата последнего обновления страницы 07.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения