Работа опорной площадки в 2018-2019 уч. году

Новостроевский славянский базар

14 июня  в Новостроевской средней школе прошел праздник, ставший уже традиционным, – Новостроевский славянский базар! Хлебосольные новостроевцы всегда рады гостям и готовы показать им все самое лучшее.  

 В празднике приняли участие: Руководитель Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного сопровождения Соколова М.Е., методичст по дошкольному воспитанию Центра методического сопровождения системы духовно-нравственного сопровождения Лаане Е.А.,  Старкова О.В., начальник отдел образования, культуры, туризма, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования «Озерский городской округ», Герасимлва Л.Н. ведущий специалист  отдела образования, культуры, туризма, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования «Озерский городской округ», руководители образовательных организаций Озерского района, коллективы ДК посёлков Олехово, Лужки  творческие и спортивные коллективы  Ново-Гурьевской школы.

      В этом году открылся праздник «Славянской мозаикой» занятиями по духовно-нравственному воспитанию.  Ребята вспомнили о традиции славян, поговорили о письменности и культуре славянских народов.  На стадионе спортивные команды проходили полосу препятствий. Здесь страсти кипели нешуточные!

На фестивали – концерте «Мы – славяне» прозвучали весёлые песни, были исполнены задорные танцы различными творческими коллективами. Так Ново-Гурьевская школа представила сових лучших пквцов, Гавриловская школа лучшие ансамбль народной песни Калининградской обалсти, ДК г. Озерска представили танцы народгного коллектива. Все номера были отлично подготовлены и зрители были просто в восторге.  Спасибо!!

    Украшением праздника стала Ярмарка. Здесь были представлены различные подворья: русское (Новостроевская средняя школа), украинское (ДК п.Олехово и Лужки). Хозяева и гости праздника смогли попробовать блюда народной кухни, приобрести интересные сувениры.

   Хочется сказать, что фестиваль даёт уникальную возможность для укрепления духовных связей между братскими славянскими народами и творческими коллективами.     С нетерпением ждём Новостроевский славянский базар – 2020!

План проведения Новостроевского славянского базара

 Мастер-класс с родителями и педагогами по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры и промыслам»

1.02.2019 г. в дошкольном отделении Новостроевской средней школы прошёл мастер-класс «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры и промыслам.» на котором были освещены различные направления реализации задач ФГОС ДО по социально-коммуникативному развитию дошкольников. О русском народном творчестве как средстве развития коммуникативных способностей дошкольников рассказала старший воспитатель Эскендарова Жанна Юрьевна.

Опыт работы по знакомству с русским народным творчеством посредством народной игрушки России через мастер-класс «Матрешка- символ России» представила воспитатель Пестрых Лидия Александровна.

Говорить об обеспечении полноценного развития личности дошкольника невозможно без взаимодействия всех участников образовательных отношений в контексте приобщения к русскому народному творчеству. Активизация совместной деятельности педагогов дошкольного отделения и родителей несомненно способствует развитию коммуникативных умений детей. О приобщении воспитанников к русскому народному творчеству через активизацию совместной деятельности педагогов и родителей с целью развития коммуникативных способностей через мастер-классы.

Деятельность в условиях обогащенной   предметно- пространственной развивающей среды позволяет ребенку познакомиться с многообразием народных промыслов как части русской культуры.

На современном этапе введения ФГОС ДО, наряду с поиском современных моделей воспитания и развития дошкольников, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.

Участники мастер-класса отметили актуальность современных подходов к организации образовательного процесса в дошкольном отделении по приобщению дошкольников к истокам народной культуры, о роли народных промыслов в становлении художественного творчества детей. Это, несомненно, является основой для развития каждого ребенка в развитую личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Знакомство с русской избой

Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому педагоги дошкольного отделения Новостроевской средней школы пытаются восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого обращают внимание к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкасаясь с народным искусством, продолжается работа с детьми по приобщению к национальной культуре. Дошкольники должны хорошо знать историю Российского государства её традиции и культуру, лишь тогда вырастет поколение, как личность любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в устном народном фольклоре (считалки, стихи, потешки, прибаутки).

         В своей работе воспитатели дошкольного отделения для достижения поставленной цели по формированию нравственно-этических чувств и любви к Родине, к традициям русской народной культуры используют парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Махаевой.

Изучение исторического прошлого России и русского народа позволяет зажечь в детях искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, любви к родному краю. На занятиях дети узнают откуда пошло название нашей Родины; получают представление о – славянах, их облике, силе, мудрости, ловкости, выносливости, взаимной поддержке. Знакомятся с тем, где и как жили предки, вдохновляются историей нашего края. Знакомятся с историей народного костюма; с предметами русской избы и бытовыми устройствами наших предков.

Предметная среда мини-музея «Русская изба» позволяет дошкольникам впитывать в себя народную мудрость, воспитывать доброту, любовь к Родине, традициям народа, гордость за его достижения.

В ходе проведенных занятий «Знакомство с русской избой» дети получают возможность практического применения предметов домашнего обихода, обширные знания об устройстве русской избы и быкрестьян,а  так же расширяется и обогащается словарный запас.

Святки-колядки

  Жизнь детей в дошкольном отделении Новостроевской средней школы  - это не только будни, но и веселые праздники. Каждый день воспитатели стараются сделать для ребенка ярким, запоминающимся. Каждое утро  в детском саду для ребят наступает время  радостных встреч, новых открытий, увлечений.

После встречи Нового года настало самое веселое, таинственное время, которое с давних времен носит название Святки. Старший воспитатель Эскендарова Жанна Юрьевна и воспитатель Пестрых Лидия Александровна  организовали фольклорное развлечение «Святки – колядки», познакомили детей старших групп с традициями, обрядами святочных праздников на Руси, постарались подарить радость общения и  сплотить их.

 Святки! Не зря в народе в эти дни люди гуляли, ходили в гости, поздравляли с Рождеством, пели колядки. Воспитанникам дошкольного отделения Новостроевской средней школы  очень понравилась эта затея.

Так 16 января состоялось фольклорное развлечение  «Святки – колядки». С целью  расширить знания о народных традициях, формировать интерес к народным играм, песням, развлечениям. Развивать познавательную и творческую активность, используя русский народный фольклор; развивать эмоциональное, творческое и образное восприятие фольклорного материала. Продолжать воспитывать детей на лучших традициях русского народного творчества, приобщать детей к духовным ценностям народной культуры.

 Дети и взрослые «ряженые» начали развлечение  с колядования, сопровождавшегося пением песен,  величаний, пожеланий. играли с ребятишками, пели веселые песни, водили хороводы. Праздник порадовал и детей и взрослых.

Сладкую нотку внесло чаепитие. За столом детки делились впечатлениями, а их лица светились улыбками и радостью. Праздник удался на славу!

 Прикоснуться к Истокам

Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников основывается на принципах оторые на основе православных традиций формируют ядро личности.

В дошкольном отделении Новостроевкой средней школы прошел духовно-нравственного урок по теме «Традиции православной семьи», направленный на развитие у детей самосознания на основе культурно-этических норм и включает в себя следующие направления, которые формирует целостное восприятие окружающего мира.

Первое направлено на формирование чувства патриотизма, где детям даны начальные знания о Родине, о малой Родине, базисные представления о нашей стране.

Второе направление включает знакомство дошкольников с обычаями и обрядами, соединяющими христианские традиции и определяющие своеобразие культуры нашего региона.

В третьем направлении дети знакомились с историей, традициями, православной семьи.

Нравственность и христианство у каждого народа, возникают и растут под сенью семьи, общества, государства.

Родина начинается с семьи. Цель педагогов дошкольного отделения — формирование тесной взаимосвязи ее с детским садом.

Духовно-нравственные качества в детях может воспитывать только тот человек, который сам развит духовно, который способен понять, как чувствует и учится ребенок, как происходит в

нем духовно-нравственная работа, как «трудится» его душа.

Для детей дошкольного отделения педагоги создают все необходимые условия для осуществления духовного-нравственного воспитания. Они включают организацию предметно-развивающего пространства.

На открытом занятии по духовно-нравственному воспитанию воспитатель Пестрых Лидия Александровна знакомила детей с историей православных праздников, как встречают православные праздники в России.

Закрепила полученные знания о родном крае и о родном городе, в игровой форме перенеслись в далёкое прошлое, где в мини-музее «Русская изба» дети рассказали о традициях своей семьи, слушали рождественскую песню, а   в конце занятия слепили из солёного теста «Рождественское печенье «Барашки».

Проведенное занятие сформировало у дошкольников интерес к семейным традициям и дало много положительных эмоций.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

 

Большинство людей на земном шаре являются верующими. Верующие люди чтут святые писания и отмечают великие культовые праздники. Одним из первопрестольных торжеств для православных является Покров Пресвятой Богородицы. Это светлый праздник, окутанный множеством традиций и поверий, был установлен Русской православной церковью в середине 12 века и отмечается ежегодно 14 октября.

15 октября 2018 года в Новостроевской средней школы состоялся праздничный концерт, посвященный празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Зрителями концерта стали преподаватели и администрация школы, ученики и их родители.

В ходе мероприятия, обучающиеся познакомили с историей праздника, рассмотрели икону «Покрова Пресвятой Богородицы», услышали рассказ о храмах, носящих имя «Покрова Пресвятой Богородицы», воздвигнутых в честь побед нашего народа над захватчиками.

 Все дети принимали активное участие в празднике: исполняли песни о Покрове, доброте, красоте родной природы, танцевали, водили хороводы, отгадывали загадки про народные приметы, играли в русские народные покровские игры.

Все основные сельскохозяйственные работы к празднику Покрова Божией Матери заканчивались на Руси, и во многих местах начинались осенние торги, ярмарки.  Ребята вместе с родителями сделали поделки из природного материала, овощей, фруктов, напекли блины и пироги. Дети высказывали свои впечатления об увиденном и услышанном в результате чего было понятно, что мероприятие оставило в детских душах неизгладимое впечатление.

Праздник прошел в теплой обстановке, понравился детям и взрослым и лишний раз подтвердил актуальность и востребованность в наши дни сохранения народных традиций русского народа, патриотическое чувство и любовь к Родине, доброе отношение друг к другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

С 2014 года Новостроевская средняя школа согласно приказа Министерства образования калининградской области, вошла в число школ являющихся опорными площадками по духовно-нравственному воспитанию.

Приказ № 847/1 от 26.07.18 Об утверждении перечня образовательных организаций - опорных площадок по совершенствованию системы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и плана работы на 2018-2019 учебный год

Приказ № 1280/1 ОТ 25.11.16 Об утверждении перечня дошкольных образовательных организаций - опорных площадок по совершенствованию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста

Приказ № 1279/1 от 25.11.16 Об утверждении перечня образовательных организаций - опорных площадок по совершенствованию системы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» 

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Положение о деятельности базовых и экспериментальных площадок в Калининградской области 


План проведения семинара

Материалы семинара

Блок 1        Сценарий "Осенний калейдоскоп"

Блок 2        Рождество

Блок 3        Сценарий "Масленица"

Блок 4        Сценарий "Новостроевский славянский базар"


 

Программа"Истоки"


Открытое занятие

Рождество в русской словесности: воспитание бережного отношения к русским культурным традициям.

В Новостроевской школе прошло открытое занятие целью которого   было раскрыть глубокий духовный смысл праздника Рождества через анализ стихотворений русских поэтов, рождественского и святочного рассказа; акцентировать внимание на том, что в праздновании Рождества главной является идея любви и милости, связанная с рождением в мир Христа-Спасителя, освятившего собой человечество и всю природу.

 


 

Дорога к   храму

 

 Стоит поздняя осень, деревья роняют последние листья, но дети не проникаются печальным настроением природы. Сегодня 10 ноября мы отправляемся в православный храм. До храма от школы недалеко – минут тридцать на школьном автобусе Кто-то по дороге обсуждает компьютерные игры, кто-то слушает современные песни через наушники своих мобильных телефонов. Как поведут себя ребята в храме?

 Но вот уже за поворотом показался храм Святого благоверного Александра Невского. «Господи, благослови!»- про себя думаю я. И экскурсия начинается.

 У входа нас встречает отец Роман. Дети входят в храм и замирают в благоговении. На улице хмурый осенний день, а здесь, как будто светятся тёплым светом иконы. Женщины в храме радуются приходу детей и дети чувствуют, что их здесь ждали. Может быть, когда-то в трудную минуту они вспомнят эту встречу и не к наркотику или водке потянется их рука, а пойдут они в храм за утешением.

 Отец Роман начинает рассказывать ребятам  как устроено внутреннее пространство храма, как и куда  ставить свечи, где находятся какие иконы, и, самое главное, что такое исповедь и причастие. Ведь немногие из тех, кто сегодня пришёл на экскурсию, знают, что это такое. А ведь так важно человеку очищать не только тело, но и душу от грязи грехов.

 «У каждого человека есть Ангел-хранитель. Когда человек совершает добрые поступки, молится, Ангел-хранитель стоит рядом с человеком и радуется. А когда человек грешит: обижает кого-то, грубит, берёт чужое, Ангел-хранитель с печалью отходит от этого человека. Человек оказывается в одиночестве, он незащищён от злых сил. Православные люди стараются не грешить, но всё равно с каждым человеком это может случиться. Конечно, надо постараться исправиться, а батюшке на исповеди рассказать о своём грехе и попросить у Бога прощения». - Такие  простые и понятные говорил  батюшка ребятам.

 Отец Роман познакомил школьников с еще одной святыней у нас в храме –  мощевик.  Это частицы мощей святых. Здесь происходит усиленная молитва, потому что святые как бы находятся здесь с нами. В нашем храме есть частицы мощей Александра Невского и Серафима Сарофского, Можно помолиться им о помощи. «О чём просят, о чём молятся люди в храме?» Дети дают только правильные ответы. Никому не пришло в голову сказать – о покупке игрушек. Молятся о здоровье, о том, чтобы не ссориться, о том, чтобы стать лучше, благодарят Бога в своих молитвах, если всё хорошо.

 Ребята заметили, что все подсвечники в храме – круглые в основании, а один – имеет форму прямоугольника. Отец Роман рассказал, что сюда ставят свечи об упокоении. У каждого из ребят есть умершие родственники, близкие люди. Православные люди молятся за своих умерших родных, потому что они, так же как и живые люди, нуждаются в молитве, а сами молиться уже не могут. Как трогательна молитва детей за умерших родных и близких!

 Дети ставят свечи с благоговением. Ведь свеча – особый освящённый предмет. Дети крестятся, прежде чем поставить свечу, а, поставив, не забывают перекреститься вновь.

 Ещё очень интересный момент в экскурсии, когда настоятель разрешил звонить ребятам в колокола. Мы  по несколько человек поднимаемся на колокольню. Ребята пробуют звонить в колокола, и это, пожалуй, самый радостный момент экскурсии.

 Мы выходим из храма. И здесь опять колокольный звон радостно возвещает, что в храм сегодня пришли дети, для многих из которых это первое знакомство с православной верой. И пусть сегодня мы в основном говорили о внешнем, но придёт время и серьёзным разговорам в классе за партами. А воспоминание о сегодняшней экскурсии, о радости колокольного звона будет долго согревать нас в непростые дни учёбы. Есть у меня надежда, что кому-то захочется опять прийти в храм, который теперь стал для ребят ближе и роднее.

 Отец Роман, не смотря на то, что на экскурсию приехала большая группа, детей и  дети из разных семей: есть ребята верующие, посещающие храм; есть те, которых крестили в младенчестве, но которые даже крестик не носят; а есть дети из совсем неверующих семей. Отец Роман так  построил разговор, что никого  не обидел, каждый получил то знание, к которому готов, для каждого эта экскурсия прошла с пользой. Спасибо отцу Роману.

Учитель начальных классов

Новостроевской средней школы

Мухина Елена Николаевна.

 

Русский красавицы У мемориала Хайдекруг  

народно-прикладное творчество

   
 Здоровое поколение  

Школьное фермерское хозяйство

 
   
     
 Встреча с ветераном ВОв Штепой Ф.М.    
     

 
   
     
     Балтийский Артек
     

 В помощь учителю

1. Материалы по предметам духовно-нравственного цикла.

Материалы по предмету "Русские умельцы"

Материалы по предмету "Истоки"

Программа "Воспитание на социокультурном опыте"

Дистанционный курс по предмету "Истоки"

Дистанционный курс ОРКСЭ

Методическое пособие "Духовно-нравственное воспитание в современной школе: осмысление пути системного развития"

Методические материалы по комплексному учебному курсу ОРКСЭ

Официальный сайт "Социокультурных истоков"


2. Материалы двухгодичных курсов переподготовки преподавателей по программе «Преподавание духовно-нравственных дисциплин».

Дистанционный курс «Преподавание духовно-нравственных дисциплин».


3.  Материалы конференций и чтений.

Аналитические материалы по итогам III Областных Александро-Невских чтений

Областные педагогические Рождественские чтения


4. Тематические материалы.

Сергий Радонежский


5. Статьи.

Первые итоги деятельности образовательных учреждений Калининградской области - базовых и экспериментальных площадок в сфере духовно-нравственного развития и воспитания, - С.Ю.Афанасьева, начальник УМЦ ДНОиВ Калининградского областного института развития образования

Педагогический процесс в современной школе как система развития ценностно-смысловой сферы личности ребенка, - С.Ю.Афанасьева, начальник УМЦ ДНОиВ Калининградского областного института развития образования