Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Новостроевская средняя общеобразовательная школа"

 

Информация от прокуратуры Озерского района

 

    Уголовная ответственность несовершеннолетних

Законодательным основанием уголовной ответственности является совершение лицом деяния (действия или бездействие). Тем самым гарантируется отсутствие ответственности за мысли, убеждения, замыслы, религиозные и философские взгляды, если они не воплотились в предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние.

Уголовная ответственность состоит в том, что лицо держит ответ перед государством за совершенное преступление, а также претерпевает государственное осуждение, наказание и (или) иные меры уголовно-правового характера.

Совершенное деяние должно содержать все признаки состава преступления, предусмотренного УК. Однако состав преступления как юридическая абстракция, законодательная модель преступного поведения сам по себе не может служить основанием уголовной ответственности. Она наступает не за абстрактный состав преступления, а за совершение конкретного деяния, признаки которого указаны в Кодексе. При квалификации задача состоит в том, чтобы определить, какое конкретно преступление совершено (убийство, кража, подлог документов и т.д.) и какой статьей (пунктом, частью статьи) УК оно предусмотрено. Установить его помогает состав преступления, представляющий собой совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих определенное общественно опасное деяние как конкретное преступление. Отсутствие хотя бы одного из них исключает уголовную ответственность за совершенное общественно опасное деяние.

Необходимым условием уголовной ответственности является наличие субъекта преступления, то есть лица, которое фактически совершило преступное деяние, предусмотренное конкретной статьей Особенной части УК.

Общие признаки субъекта включают вменяемость и достижение определенного возраста на момент совершения деяния.

Возраст лица - важный признак, с наличием которого связана возможность возложения уголовной ответственности. В различных государствах и в разные периоды их истории возрастной критерий для наступления уголовной ответственности менялся; современные уголовно-правовые системы также неодинаково подходят к фиксации этого признака субъекта преступления, но в целом он может считаться универсальным.

Возрастные признаки субъекта могут влиять на наказание. Например, несовершеннолетний возраст субъекта преступления учитывается при решении вопроса о выборе меры уголовно-правового характера - меры принудительного воспитательного воздействия или наказания, при освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности.

Закрепление в уголовном праве специальных норм об ответственности несовершеннолетних основано на принципах справедливости и гуманизма, вытекает из положений Конституции РФ об особой защите детства со стороны государства (ст. 38), соответствует международно-правовым обязательствам России (Конвенция о правах ребенка 1989 г., Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних - Пекинские правила).

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели  хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

К несовершеннолетним не применяется пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК), не назначается наказание в виде смертной казни (ст. 59 УК). Несовершеннолетнему не может быть назначено наказание, превышающее 10 лет лишения свободы. Несовершеннолетие виновного законом отнесено к обстоятельствам, смягчающим наказание (п. "б" ч. 1 ст. 61 УК).

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок.

Таким образом, Уголовное законодательство более гуманно подходит к привлечению к уголовной ответственности несовершеннолетних, относительно других субъектов. Однако, не смотря на возраст субъекта, за любое преступление неизбежно последует наказание, соразмерное совершенному деянию.

 Административная ответственность несовершеннолетних

За совершения деяния, которое не содержит признаков уголовного преступления, но данное деяние нарушает нормы и правила, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, может последовать административная ответственность. Субъектами административного правонарушения могут быть физические и юридические лица.

К физическим лицам, противоправные действия (бездействие) которых могут быть квалифицированы как административные правонарушения, относятся дееспособные граждане, начиная с 16-летнего возраста. Несовершеннолетние относятся к особой категории лиц.

Кодекс закрепляет принцип рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних специальными органами, основной задачей которых является защита прав несовершеннолетних

Законодательство относит районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите, в случае совершения ими правонарушений.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают:

1)     осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2)  осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3)  осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого   типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

5)      рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании";

6)      оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм
устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации;

7)       применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных   законных   представителей   в   случаях   и   порядке,   которые   предусмотрены  законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1)   оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь
несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в
поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

2)  выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

3)  выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

4)  обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

5)  осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Одним из составов административного правонарушения является распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Объективную сторону правонарушения характеризует факт распития пива или спиртосодержащей продукции в соответствующем социально-культурном учреждении, в конкретном объекте, отнесенном к общественным местам или объектам общего пользования, равно как и факт употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Если распитие пива или алкогольной продукции сопровождается нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам или другими подобными действиями, демонстративно нарушающими общественный порядок и спокойствие граждан, то лицо может быть привлечено к административной ответственности и за мелкое хулиганство по ст. 20.1 Кодекса.

Субъектами правонарушений могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста.

Прокурор района

советник юстиции

Д.А. Медведев


 

Профилактика жестокого обращения с детьми

Родителям самим нужно научиться, как правильно обращаться с ребёнком соответственно его возрасту, уровню развития и способностям. И как избежать жестокого обращения в семье. Для этого надо, чтобы родители понимали нужды ребёнка, знали возрастные особенности его развития, его нужды и желания.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями. 
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ – это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение.

Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, как правило, не получают никаких позитивных ответов или подкреплений со стороны родителей или опекунов. Всё хорошее, что делает ребёнок, как правило, игнорируется взрослыми, а любые негативные стороны поведения ребёнка всячески подчёркиваются, сопровождаются оскорблениями и суровыми наказаниями. В результате эмоции ребёнка развиваются односторонне, самооценка занижается, ребёнок не в состоянии понимать свои чувства, чувства других и не может выработать адекватное эмоциональное реагирование. Любое общение с родителями сопровождается эмоциональным напряжением, страхом, волнением. 

К психологическому насилию можно также отнести частые конфликты в семье, происходящие на глазах у детей, втягивание ребёнка в ситуацию развода или раздела имущества.

Механизмы предотвращения и защиты детей от насилия и жестокого обращения в семье.

Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Российской Федерации как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне. 

Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, отделы по делам несовершеннолетних в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и иные государственные органы и организации.

Сведения о фактах жестокого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

- состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);

- особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);

- низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);

- отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);

- задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;

- заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

Известно, что 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8 из 10% из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей как-то иначе, но не знают как.

Чем заменить наказание?

·                    Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

·                    Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

·                    Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.

·                    Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

Гораздо легче предотвратить сексуальное насилие в отношении вашего ребёнка, чем испытывать глубочайшее чувство вины за то, что не уберегли его.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком: 
— Дисциплинарная ответственность 
— Административная ответственность 
— Гражданско — правовая ответственность 
— Уголовная ответственность

1. Дисциплинарная ответственность 
Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми. 
В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, влечет наложение следующих дисциплинарных взысканий: 
1) замечание; 
2) выговор; 
3) увольнение по соответствующим основаниям.

2. Административная ответственность 

предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и изложена в ст. 5.35. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. 

Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

3. Гражданско — правовая ответственность 

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством. 

Перечень оснований лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ): 

— уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов; 

— отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений; 

— злоупотребление своими родительскими правами; 

— жестокое обращение с детьми, в том числе физическое или психическое насилие

над ними, покушение на их половую неприкосновенность; 

— хронический алкоголизм или наркомания; 

— совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

4. Уголовная ответственность 

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. 

Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие уголовную ответственность лиц за все виды насилия над детьми и за пренебрежение основными потребностями детей: 

— ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), 

— ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), 

— ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в 

состоянии аффекта), 

— ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 

— ст.116 (побои), 

— ст.117 (истязание), 

— ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), 

— ст. 131 (изнасилование); 

— ст.132 (насильственные действия сексуального характера); 

— ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), 

— ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); 

— ст. 135 (развратные действия); 

— ст.125 (оставление в опасности); 

— ст.124 (неоказание помощи больному); 

— ст.156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего); 

— ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей); 

— ст. 110 (доведение до самоубийства); 

— ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью).

Уважаемые папы и мамы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приоб­ретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Прокурор района

советник юстиции

Д.А. Медведев


 

Правовые аспекты благотворительной деятельности в сфере образования

Статья 43 Конституции Российской Федерации, пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии со статьями 1 и 4 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 №135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных Законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

Кроме этого статьей 582 Гражданского кодекса РФ определено, что пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права.

Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, никто не может быть понужден, в том числе законные представители обучающихся, к заключению договоров пожертвования либо к выполнению каких-либо работ. Данное решение должно быть принято добровольно и именно по его инициативе.  При этом, законом определено, что добровольным пожертвованием могут быть любые вещи, а не только денежные средства.

 

 Прокурор района советник юстиции   Медведев Д.А.


  О состоянии законности и прокурорского надзора в сфере образования

Прокуратурой района проанализировано состояние законности и принятые меры прокурорского реагирования в сфере дошкольного и общего образования.

Так в 2017 году в указанной сфере прокурором района выявлено 79 нарушений. С целью устранения выявленных нарушений внесено 15 представлений, по результатам рассмотрения которых  к дисциплинарной ответственности привлечено 9 должностных лиц. На незаконные локальные акты принесено 24 протеста.

Данные свидетельствуют, что в сфере образования несовершеннолетних по-прежнему допускается несоблюдение действующего законодательства, что, в свою очередь, требует постоянного прокурорского внимания.

В ходе осуществления надзора в данной сфере сотрудниками прокуратуры оценивались нормативно-правовые и ненормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления, образовательными организациями. Не все они в полной мере соответствовали требованиям действующего законодательства.

.Так, проверкой утверждённых уставов образовательных учреждений было установлено, что в нарушение требований Федерального закона об образовании и трудового кодекса РФ, в последних не был предусмотрен порядок назначения руководителей. В связи с чем, на 9 уставов образовательных организаций были принесены протесты. Протесты рассмотрены и удовлетворены. В уставы образовательных организаций внесены изменения.

Кроме того, были выявлены несоответствующие требованиям федерального законодательства принятые некоторыми образовательными организациями Правила приема детей. Нарушения выразились в  установлении сроков приема документов для зачисления детей, не соответствующие п. 14 Порядку приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 22.01.2014 N 32; в не предусмотрении обязательного размещения на официальном сайте в сети "Интернет "информации о количестве мест в первых классах; издания распорядительного акта о зачислении ребенка в образовательную организацию, а также  сведений о том, что распорядительный акт в трехдневный срок после издания размещается на информационном стенде образовательной организации в сети Интернет.

Не исключены нарушения со стороны образовательных организаций требований ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которой образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

Так, в ходе проведенных проверок было установлено, что на сайтах некоторых образовательных организаций не был размещен план финансово-хозяйственной деятельности на 2014-2016гг.,  информация о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам вышеуказанного периода; отчет о результатах самообследования. Кроме того, не были размещены электронные копии локальных правовых актов, регламентирующие правила приема воспитанников, установления размера платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы;  порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

С целью устранения выявленных нарушений в адрес руководителей образовательных организаций внесены представления. По итогам рассмотрения внесенных представлений, выявленные нарушения устранены.

 

Прокурор района

советник юстиции

Д.А. Медведев


Ответственность образовательных организаций за полученные детьми травмы

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся, расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Таким образом, в случае травмирования несовершеннолетнего в период нахождения в образовательной организации, последняя несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции.

Помимо ответственности должностных лиц, школа или садик в случае получения воспитанником травм, должна будет возместить вред, причиненный жизни или здоровью ребенка и выплатить компенсацию морального вреда.

 

Прокурор района советник юстиции Медведев Д.


Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273) организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Во исполнение требований ФЗ-273 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 602 утвержден Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее – Порядок).

Настоящий Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность устанавливает правила проведения расследования, оформления и учета несчастных случаев, происшедших с обучающимися, во время пребывания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в результате которых обучающимися были получены повреждение здоровья (телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми, а также полученные в результате контакта с растениями; повреждения здоровья вследствие взрывов, аварий (в том числе в дорожно-транспортных происшествиях), разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов) либо повлекших смерть обучающегося (далее — несчастный случай).

Настоящий Порядок не распространяется на федеральные государственные организации, реализующие основные профессиональные образовательные программы, основные программы профессионального обучения и (или) дополнительные профессиональные программы, и находящиеся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, повлекшие за собой временную или стойкую утрату трудоспособности, здоровья в соответствии с медицинским заключением и, как следствие, освобождение от занятий не менее чем на один день, либо смерть обучающегося, если указанные несчастные случаи произошли:

а) во время учебных занятий и мероприятий, связанных с освоением образовательных программ, во время установленных перерывов между учебными занятиями (мероприятиями), проводимыми как на территории и объектах организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и за ее пределами, в соответствии с учебным планом организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также до начала и после окончания учебных занятий (мероприятий), время которых определены правилами внутреннего распорядка обучающихся, графиком работы организации, осуществляющей образовательную деятельность и иными локальными нормативными актами;

б) во время учебных занятий по физической культуре в соответствии с учебным планом организации, осуществляющей образовательную деятельность;

в) при проведении внеаудиторных, внеклассных и других мероприятий в выходные, праздничные и каникулярные дни, если эти мероприятия организовывались и проводились непосредственно организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

г) при прохождении обучающимися организации, осуществляющей образовательную деятельность, учебной или производственной практики (далее — практика), сельскохозяйственных работ, общественно — полезного труда на выделенных для этих целей участках организации и выполнении работы под руководством и контролем полномочных представителей организации, осуществляющей образовательную деятельность;

д) при проведении спортивных соревнований, тренировок, оздоровительных мероприятий, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий, организованных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

е) при организованном по распорядительному акту руководителя (его заместителя) организации, осуществляющей образовательную деятельность, следовании обучающихся к месту проведения учебных занятий или мероприятий и обратно на транспортном средстве, предоставленном руководителем (его представителем) организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественном или служебном транспорте, или пешком;

ж) при осуществлении иных действий обучающихся, обусловленных уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, или правилами внутреннего распорядка либо совершаемых в интересах данной организации, в целях сохранения жизни и здоровья обучающихся, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо при выполнении работ по ликвидации их последствий.

Руководитель организации (или лицо, его замещающее), осуществляющей образовательную деятельность, при наступлении несчастного случая обязан:

а) немедленно организовать оказание первой помощи пострадавшему и, при необходимости, доставку его в медицинскую организацию;

б) принять неотложные меры по предотвращению чрезвычайной ситуации, в том числе аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

в) принять меры по фиксированию до начала расследования несчастного случая обстановки, какой она была на момент происшествия (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, осуществить другие мероприятия), если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств;

г) принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай;

д) проинформировать о несчастном случае с обучающимся Учредителя, а также родителей или законных представителей пострадавшего (далее — родители или законные представители);

е) принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.

 При групповом несчастном случае (происшедшем с двумя обучающимися или более, независимо от степени тяжести полученных повреждений здоровья), несчастном случае, в результате которого обучающийся получил тяжелые повреждения здоровья (далее — тяжелый несчастный случай) или несчастном случае со смертельным исходом руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, обязан в течение суток с момента, как стало известно о происшедшем соответствующем несчастном случае, направить сообщение о несчастном случае,:

а) в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации;

б) родителям или законным представителям пострадавшего;

в) Учредителю;

г) в соответствующий выборный орган первичной профсоюзной организации обучающихся (при наличии) и (или) иной представительный орган обучающихся (далее — представительный орган обучающихся) образовательной организации.

При расследования несчастного случая, в результате которого обучающийся получил легкие повреждения здоровья, руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, незамедлительно создается комиссия по расследованию несчастного случая в составе не менее трех человек.

При расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, либо несчастного случая со смертельным исходом, комиссия по расследованию несчастного случая создается Учредителем незамедлительно.

Расследование проводится комиссией в течение пятнадцати календарных дней с момента происшествия.

Комиссия организации, осуществляющей образовательную деятельность, по расследованию несчастного случая обязана:

а) получить письменное объяснение от пострадавшего (по возможности), должностного лица, проводившего учебное занятие (мероприятие), во время которого произошел несчастный случай, лица, на которое было возложено обеспечение соблюдения безопасных условий проведения учебного занятия или мероприятия;

б) составить протокол опроса очевидцев несчастного случая, должностного лица, проводившего учебное занятие (мероприятие) в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

в) запросить в медицинской организации медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая и степени их тяжести, а также о возможном нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (далее — медицинское заключение) или заключение о причине смерти;

г) составить протокол осмотра места несчастного случая, схему места несчастного случая, произвести, по возможности, фотографирование или видеосъемку;

д) изучить документы, характеризующие условия осуществления образовательной деятельности, проводимого учебного занятия (мероприятия);

е) сделать выписки из журнала регистрации инструктажа по технике безопасности с обучающимися о прохождении пострадавшим обучения или инструктажа в соответствии с локальными нормативными актами, принятыми организацией, осуществляющей образовательную деятельность, предписаний органов государственного контроля и общественного контроля (надзора), выданных организации, осуществляющей образовательную деятельность, и касающихся предмета расследования, изучить состояние выполнения предписаний об устранении допущенных нарушений;

ж) ознакомиться с инструкциями, положениями, приказами и другими актами, устанавливающими меры, обеспечивающие безопасные условия проведения образовательной деятельности, и ответственных за это лиц;

з) составить акт о расследовании несчастного случая с обучающимся

 

 Прокурор района советник юстиции  Медведев Д.А.

 


Уголовная ответственность несовершеннолетних

                  Выделение в Уголовном кодексе РФ специального раздела "Уголовная ответственность несовершеннолетних", а в нем главы 14 "Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" в Российском государстве было впервые осуществлено в 1996 г. Поскольку уголовным законом устанавливается минимальный возраст уголовной ответственности, возникает необходимость в каждом конкретном случае привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетнего точно устанавливать его возраст (число, месяц, год его рождения). Это может производиться как с использованием существующих документов, так и (когда документально установить возраст невозможно) судебно-медицинской экспертизой. Так, в России, согласно установившейся судебной практике, лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а начиная со следующих суток, при этом учитываются часовые пояса места рождения лица и места совершения преступления; если возраст устанавливается судебно- медицинской экспертизой, днем рождения подсудимого считается последний день года, названного экспертами, а если назван минимальный и максимальный возможный возраст лица, суд исходит из минимального возраста. Уголовным кодексом РФ предусмотрен общий минимальный возраст уголовной ответственности – 16 лет. В ч.2 ст. 20 УК РФ перечисляются составы преступлений, по которым устанавливается пониженный до 14 лет возраст уголовной ответственности. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, в соответствии со ст. 88 УК РФ являются: а) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные работы; г) исправительные работы; д) ограничение свободы; е) лишение свободы на определенный срок. При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние старших по возрасту лиц. Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности в следующих случаях: – в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК); – в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК); – в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК). Основания освобождения от наказания: – нецелесообразность или невозможность назначения или исполнения наказания, – утрата или значительное уменьшение общественной опасности лица, совершившего преступление, – ухудшения состояния здоровья несовершеннолетнего. – невысокая степень общественной опасности деяния и личности, позволяющая достичь целей наказания другими, не уголовно-правовыми мерами. Освобождение от уголовной ответственности возможно, если несовершеннолетний впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести (ст. 90 УК РФ). При освобождении от уголовной ответственности за преступление средней тяжести к подростку применяются меры воспитательного характера (ст. 90 УК РФ). При освобождении от наказания он должен быть помещен в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение. Согласно ст. 93 УК предпосылками, совокупность которых является основанием условно-досрочного освобождения несовершеннолетнего, являются: а) совершение преступления лицом, не достигшим 18-летнего возраста; б) осуждение за это преступление к лишению свободы или исправительным работам; в) фактическое отбытие: - не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести; - не менее половины срока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление; - не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление. Все специальные виды освобождения лиц, не достигших 18 лет, от уголовной ответственности связаны с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия, эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. В соответствии с ч. 4 ст. 18 УК РФ судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет, не учитываются при признании рецидива преступлений. Статья 95 УК РФ предусматривает сокращенные сроки погашения судимости для лиц, совершивших преступление до достижения возраста 18 лет: а) один год после отбытия лишения свободы за преступления небольшой или средней тяжести; б) три года после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.

 

 Прокурор района советник юстиции  Медведев Д.А.


06 марта  2018  года  с 17 до 18 часов прокуратурой Озерского района проводится «горячая линия» по вопросам исполнения требований законодательства  в сфере соблюдения прав детей, в том числе инвалидов, на получение бесплатного общего образования, взимания с родителей обучающихся денежных средств в качестве добровольных пожертвований.В вышеуказанное время по телефону 3-24-26 на вопросы граждан будет отвечать помощник прокурора Озерского района Закирова Елена Сергеевна.

Прокурор района советник юстиции       Д.А. Медведев

 

 


 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.03.2014 № 177 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода, обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности», который действует с 27.05.2014.

          В соответствии с положениями названного документа для каждого случая перевода учащегося из одной школы в другую определен особый порядок.

          Так, для перевода, совершеннолетнего обучающегося потребуется его письменное согласие, а для перевода несовершеннолетнего - письменное согласие его родителей (законных представителей).

          Перевод из одной школы в другую школу будет возможен в следующих случаях:

• при прекращении деятельности школы, аннулировании ее лицензии на ведение образовательной деятельности, лишении государственной аккредитации или истечении срока ее действия;

• при приостановлении действия лицензии или государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования;

• по инициативе совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося.

          В случае перевода по инициативе обучающегося или его родителей (законных представителей), последние осуществляют выбор принимающей организации (школы) и обращаются в нее с запросом о наличии свободных мест, в том числе с использованием сети Интернет.

          При отсутствии свободных мест в выбранной школе, родители (или совершеннолетний обучающийся) вправе обратиться в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа для определения школы из числа муниципальных образовательных организаций.

          После определения «новой» школы родители пишут заявление об отчислении обучающегося в связи с переводом, которое, как и запрос, может быть направлено в форме электронного документа с использованием сети Интернет.

          После поступления заявления в трехдневный срок издается приказ об отчислении и совершеннолетнему обучающемуся (законному представителю) выдают его личное дело и заверенные печатью и подписью руководителя школы документы, содержащие информацию об успеваемости в текущем учебном году (выписку из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации).

          Получив перечисленные документы и личное дело принимающая организация также в течение трех дней издает распоряжение о приеме нового ученика. При этом иных документов для зачисления не требуется.

          В соответствии с п. 4 названного Порядка перевод школьников не зависит от периода (времени) учебного года.


 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.03.2014 № 177 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода, обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности», который действует с 27.05.2014.

          В соответствии с положениями названного документа для каждого случая перевода учащегося из одной школы в другую определен особый порядок.

          Так, для перевода, совершеннолетнего обучающегося потребуется его письменное согласие, а для перевода несовершеннолетнего - письменное согласие его родителей (законных представителей).

          Перевод из одной школы в другую школу будет возможен в следующих случаях:

• при прекращении деятельности школы, аннулировании ее лицензии на ведение образовательной деятельности, лишении государственной аккредитации или истечении срока ее действия;

• при приостановлении действия лицензии или государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования;

• по инициативе совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося.

          В случае перевода по инициативе обучающегося или его родителей (законных представителей), последние осуществляют выбор принимающей организации (школы) и обращаются в нее с запросом о наличии свободных мест, в том числе с использованием сети Интернет.

          При отсутствии свободных мест в выбранной школе, родители (или совершеннолетний обучающийся) вправе обратиться в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа для определения школы из числа муниципальных образовательных организаций.

          После определения «новой» школы родители пишут заявление об отчислении обучающегося в связи с переводом, которое, как и запрос, может быть направлено в форме электронного документа с использованием сети Интернет.

          После поступления заявления в трехдневный срок издается приказ об отчислении и совершеннолетнему обучающемуся (законному представителю) выдают его личное дело и заверенные печатью и подписью руководителя школы документы, содержащие информацию об успеваемости в текущем учебном году (выписку из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации).

          Получив перечисленные документы и личное дело принимающая организация также в течение трех дней издает распоряжение о приеме нового ученика. При этом иных документов для зачисления не требуется.

          В соответствии с п. 4 названного Порядка перевод школьников не зависит от периода (времени) учебного года.


Согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

 

Важнейшим условием привлечения ребенка к труду в образовательном учреждении является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями).

В случае если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещен.

           Таким образом, если ребенок и его законные представители не давали согласия на использование труда ребенка, его нельзя привлекать к труду, в том числе дежурить по школе, классу, или принимать участие в летней трудовой практике и др.

Помощник прокурора района

юрист 2 класса    Е.С. Закирова


 

Социально-психологическое тестирование обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

Федеральным законом от 07.06.2013 № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», вступившие в силу с 05.12.2013 года.

В соответствии со статьей 53.4 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, которая включает в себя:

социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования;

профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.

Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ проводится при наличии информированного согласия в письменной форме обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет.

В случае выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимся в результате социально-психологического тестирования и (или) профилактического медицинского осмотра обучающийся направляется в специализированную медицинскую организацию или ее структурное подразделение, оказывающие наркологическую помощь (при наличии информированного согласия в письменной форме обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающегося, не достигшего возраста пятнадцати лет), в установленном порядке.

Законом гарантировано обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в результате проведения социально-психологического тестирования обучающихся.

Часть 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункт 1 статьи 14   Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дополнены нормами, согласно которым на органы и учреждения образования возложена обязанность по организации социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Помощник прокурора района

юрист 2 класса              Е.С. Закирова

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"