В школе оказывается логопедическая помощь обучающимся и воспитанникам.
Цели: (в условиях введения ФГОС)
· оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
· разработка стратегической основы для повышения эффективности логопедической работы с учащимися младших классов.
Задачи:
1.Обеспечить логопедическое сопровождение:
учащихся 1 классов с целью успешной адаптации к школьному обучению, оказание помощи всем участникам образовательного процесса;
2.Совместно с педагогами начальной школы отработать систему работы по развитию учебно-познавательных мотивов младших школьников.
3.Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей.
Основные направления работы:
1.Организационно-диагностическая работа.
2.Развивающая и коррекционная работа.
3.Методическая работа.
4.Консультативная работа.
5.Просветительская работа.
Организационно-диагностическая работа:
Цели и задачи коррекционно-логопедической работы на учебный год;
Годовой план коррекционно-логопедической работы;
Перспективный план работы с учащимися, имеющими нарушения чтения и письма (дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза) – 2-4 класс;
Перспективный план работы с учащимися, имеющими нарушения чтения и письма
(дисграфия смешанная) – 2-4 класс;
Перспективный план работы с учащимися, имеющими ОНР – 2- 4класс
Разработка и создание индивидуальных речевых карт учащихся, зачисленных в логокабинет;
Создание схемы речевого обследования;
Создание протокола обследования устной речи учащихся 1 классов, куда вошли следующие направления:
исследование сенсомоторного уровня речи;
исследование грамматического строя речи;
исследование навыков словообразования;
исследование связной речи.
Создание протокола речевого обследования и карты речевого развития для будущих первоклассников;
Создание и оформление журнала обследования устной и письменной речи;
Оформление журнала посещаемости логопедических занятий учащимися;
В начале обучения, проводится диагностика устной речи школьников. Нами используется тестовая методика для экспресс-диагностики устной речи Т.А. Фотековой .
Экспресс-вариант состоит из четырех серий.
Серия I — Исследование сенсомоторного уровня речи
Серия II — Исследование грамматического строя речи
Серия III — Исследование словаря и навыков словообразования
В серии IV — Исследование связной речи
Для диагостики письменной речи использовалась методика Иншаковой О.А. Анализируется списывание, диктант слуховой и свободный. Критериями оценки служат лексическая адекватность, грамматический строй и сформированность языкового анализа и синтеза.
Для определения уровня овладения чтением - Корнев, Ишимова. Анализируется чтение слов и текста - скорость, способ и понимание.
Данные методы обследования рекомендованы лабораторией коррекционной педагогики и соответствуют последним требованиям коррекционной педагогики.
В результате обследования, проведенного в начале года, в логопедический кабинет было зачислено 32 человека с 1-4 классы, имеющие различные нарушения звукопроизношения, чтения и письма. В течение года после исправления дефекта дети выбывали из логопункта и набирались новые.
Для детей со сложными речевыми нарушениями, проводится диагностика и на основании рекомендаций составлен Индивидуальный Образовательный План, обеспечивающий личностно-ориентированный развивающий подход в развитии детей.
Развивающая и коррекционная работа.
Проводилась по 2 направлениям: индивидуальная и групповая работа.
Индивидуальная работа велась по коррекции звукопроизношения и с детьми, проходящими, как инклюзивные. В индивидуальных занятиях по коррекции звукопрозношения использовались артикуляционные упражнения, постановка звуков и автоматизация их в речи. В каждое занятие включались упражнения на развитие мелкой моторики и упражнения для глаз. Обязательным элементом занятий были задания на развитие познавательной деятельности. Индивидуальную работу можно разделить на подгруппы: постановку свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Групповая работа велась по направлениям ОНР -1-2 класс, языковая дисграфия -2-4 класс, оптическая и фонематическая дисграфия 2-4 класс. Занятия были направлены на развитие самостоятельной связной речи, произвольной памяти и внимания, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, каллиграфии, артикуляционной моторики, совершенствование отдельных сторон психической деятельности, коррекцию чтения и письма.
Во всех занятиях старалась использовать новое оборудование: магнитные доски, сенсомоторные панели для развития фонематического слуха, интерактивные средства обучения и т.д.
Формирование групп по классам
ОНР (2-4классы) |
1группа |
ОНР (1 класс) |
1группа |
Фонематическая дисграфия ( 2-4 классы) |
1группа |
Итого: |
3 группы |
|
|
|
ОНР |
ФНР |
Итого |
|
Выявлено |
15 |
19 |
34 |
|
Принято |
15 |
19 |
34 |
|
Выпущено |
7 |
9 |
16 |
|
Оставлено |
8 |
10 |
18 |
|
Выбыло |
|
|
- |
|
Результативность работы
Выпущено |
Оставлено |
Выбыло |
Итого |
16(48%) |
18(52%) |
|
34(100%) |
Методическая работа
По данному направлению созданы презентации « Скороговорки в картинках», интерактивное пособие по лексической теме: «Профессии». Применялось интерактивное пособие «Игры для тигры»
Консультативная работа
В этом году было проведено 34 консультаций учителей и родителей
Такое количество обусловлено большой заинтересованностью определенных родителей развитием своих детей. В основном они носили повторный характер и проводились во внеурочное время.
Родители
- трудности в овладении грамотой,
-проблемы нарушения звукопроизношения,
-обучение артикуляционным упражнениям
-автоматизация звуков в открытых, закрытых слогах, словах, предложениях
-аграмматизмы в речи т.д.
Просветительская работа и сотрудничество с педагогами
Были проведены беседы с родителями на родительских собраниях «О значении ранней коррекции у детей с речевыми нарушениями»
В течение года проводилась очень тесная работа с учителями по выявлению детей с проблемами в речевом развитии и обучении их на логопункте. Учителя и логопед контролировали посещение детьми логопедических занятий. Учителя учитывали в своей работе рекомендации логопеда